Фотографическая фиксация позволяет получить документальное изображение здания не только в минимальный срок, но и с большой точностью и часто с достаточной полнотой. Но при этом недопустимо фотографирование сооружений в сильном ракурсе, создающем неверное представление о пропорциях. Необходимо при съемке также избегать резких контрастов света и тени, так как при рассеянном свете детали выходят значительно лучше.
Изображение деталей и фрагментов, а если возможно и целых фасадов, желательно давать близким к ортогональному. Кроме того, при фотографировании желательно помешать рядом со снимаемым объектом рейку или тесьму с делением на дециметры или сантиметры в зависимости от размера фотографируемого предмета. Использование двух реек с делениями, жестко соединенных под прямым утлом, даст большие возможности для воспроизведения летали или ее последующего камерального изучения, а также позволяет при изготовлении отпечатков безошибочно устранить случайно допущенный ракурс.
Фотография, в том числе и цветная, находит широкое применение и при фиксации монументальной живописи. Снимая издали длиннофокусным объективом небольшие участки стен с живописью, можно получить точное изображение без ракурса. Ряд таких фотографий вместе с замерами положения нескольких характерных точек и линий росписи дает возможность выполнить чертежи последней, показывающие сохранность живописи, с обозначением трещин и утрат; остается затем только зафиксировать цвет акварелью или темперой, что желательно делать и при цветном фотографировании.
При фотографировании значительных частей стен с живописью или сложной орнаментальной архитектурной обработкой их разбивают на квадраты или прямоугольники определенного размера, намечая границы «марками», наклейками из материала, легко удаляемого и не портящего живопись. Еще удобнее для этой пели натянутые вертикальные и горизонтальные нити, образующие эти квадраты или прямоугольники, которым соответствует такая же сетка, начерченная па матовом стекле фотоаппарата.
Лучший аппарат для архитектурных фотосъемок — штативная камера с квадратным форматом кадра и двойным растяжением меха. Наводка по матовому стеклу обеспечивает большую точность кадрировки и наводки на фокус, а уклоны объективной и задней стенок, и передвижение их в вертикальном и горизонтальном направлениях позволяют избегать «завалов», искажающих формы и пропорции фотографируемых объектов.
Распространенные сейчас узкопленочные фотоаппараты не обладают этими достоинствами и могут применяться для фиксации памятников архитектуры лишь там, где нельзя пользоваться более громоздкой аппаратурой. Но и в таких случаях необходимость последующих увеличений при печати заставляет отдавать предпочтение портативным широкопленочным аппаратам (размером 9X12; 6X91 в крайнем случае 6X6 и 6X4,5 см).
Помимо нормального объектива нужно иметь еще короткофокусный широкоугольный объектив для съемки в стесненных условиях или для съемки панорамы здания с участком и телеобъектив, необходимый для фотографирования деталей и получения близких к ортогонали изображений зданий, снимаемых с далекого расстояния.
Всюду, где можно (даже при моментальных съемках), следует фотографировать аппаратом, стоящим на твердом основании, так как при фотографировании архитектуры часто приходится пользоваться очень малыми диафрагмами (для выравнивания разницы в резкости изображения близких и далеких от фотоаппарата частей), светофильтрами и негативным материалом не очень высокой чувствительности, но с более мелким зерном эмульсии, чем при высокочувствительных пластинках или пленках.
При фотографировании здания не следует ограничиваться съемкой только внешних и внутренних видов здания и его деталей. Надо фотографировать все, что говорит о состоянии здания и производившихся в нем переделках. Фиксировать следует те древние части здания и остатки его декоративной обработки, которые сохранились на чердаках внутри позднейших пристроек и т.п., а также и те места, где видны какие-либо переделки и искажения, или строительный материал, или деформации и разрушения отдельных элементов.
---
Источник:
книга: Реконструкция и реставрация историко-архитектурного наследия.
Саратов: изд-во "Аквариус", 2003.
Учебное пособие.
Автор: Н.А.Попова
Аннотация: Учебное пособие разработано для студентов специальности «Архитектура» при изучении курса «Реконструкция и реставрация историко-архитектурного наследия», а также для студентов специальности «Промышленное и гражданское строительство» по курсу «Реконструкция зданий, сооружений и застройки». Пособие предназначено для самостоятельной работы по ключевым темам, посвященным обследованию, охране и составлению проектов реконструкции и реставрации историко-архитектурного наследия. В работе рассмотрены примеры зарубежной практики реконструкции и реставрации. Приведены необходимые законодательные документы, принятые на международных конгрессах по сохранению, использованию наследия, методах и режимах реконструкции и реставрации. В работе редкие материалы и законодательные акты, которые трудно найти в литературе. Материалы могут быть использованы при курсовом и дипломном проектировании, научном исследовании исторической застройки, выполнении проектов реконструкции и реставрации архитекторами-реставраторами и инженерами.