В истории развития строительного искусства большое место занимает так называемая стоечно-балочная конструктивная система, основу которой составляют стойки (столбы, колонны и другие отдельно стоящие опоры), по которым проложены балки, несущие перекрытие.
Эта конструктивная схема, возникнув в доисторические времена, с течением времени нашла свое художественное выражение в архитектуре античного мира. Здесь окончательно были установлены закономерности ее построения, найдена художественная форма, соответствующая этой конструкции.
Сформировавшуюся таким образом систему, в которой каменная стоечно-балочная конструкция нашла выразительную архитектурную форму, называют архитектурным колонным ордером.
Широкое распространение ордер получил в архитектуре Итальянского Возрождения. Этому способствовал найденный в 1427г. гуманистом Поджо Браччиолини трактат римского зодчего Витрувия, жившего в I веке до н.э. В нем была изложена теория архитектурного ордера.
В своем трактате Витрувий приводит правила построения ордеров, и для определения размеров частей ордера пользуется условной единицей измерения -модулем, равным нижнему диаметру колоны.
На основе обмеров архитектурных памятников античности и сведений, взятых у Витрувия, ряд итальянских архитекторов (Палладио, Виньола, Скамоцци) создали свои правила построения ордеров. Правило - по-гречески «канон», поэтому эти ордера называют каноническими.
Основными частями канонического ордера являются: колонна, антаблемент и пьедестал.
Существуют понятия: полный ордер и неполный ордер. Первый ордер содержит все три части, а второй - не имеет пьедестала.
Колонна состоит из трех основных частей: фуст (ствола, стержня), капители и базы.
Фуст представляет собой круглый столб, несколько утоняющийся кверху. Утонение(энтазис) идет по слабой выпуклой кривой.
Капитель - верхняя часть колонны, завершает фуст, образуя переход от вертикальной опоры к поддерживаемой ею горизонтальной балке. Верхняя часть капители — абак или абака представляет собой большей частью квадратную плиту, которая непосредственно воспринимает тяжесть балки и вышележащих частей.
База — нижняя часть колонны, образующая основание для ее ствола.
Антаблемент — верхняя, поддерживаемая часть архитектурного ордера, состоящая из трех горизонтальных частей: архитрава, фриза и карниза.
Архитрав - балка, являющаяся основной несущей частью антаблемента и состоит из каменных блоков, которые перекрывают пролет между колоннами.
Фриз — среднее членение антаблемента, представляющее собой широкий пояс.
Карниз — верхняя часть антаблемента. Карниз имеет три основные части: поддерживающую, свешивающуюся (или слезниковый камень) и венчающую. На нижней поверхности слезника делается выемка, называющаяся «съемцами», для отвода дождевой воды. Нижняя поверхность свешивающейся части называется соффитом или плафоном.
Пьедестал также имеет трехчастное членение: стул пьедестала, карниз и доколь (или база пьедестала).
Канонические архитектурные ордера Виньолы и Палладио имеют 5 разновидностей.
1. Тосканский ордер - наиболее простой по своим формам и деталям и наиболее тяжелый по пропорциям. Имеет гладкую колонну и несложный антаблемент.
2. Дорический ордер представляет большой интерес по строгости и закономерности своего строения. Поддерживающая часть карниза может иметь зубчики или модулъоны. Особенностью Дорического ордера является фриз, разработанный своеобразными пластическими элементами - триглифами, чередующимися с метопами. Все триглифы, не исключая и угловых, помещались по осям колонн. По всей окружности колонны этого ордера расположены вертикальные, криволинейные в горизонтальном сечении, углубления - каннелюры.
3. Ионический ордер обладает легкими пропорциями. Ствол колонны разработан каннелюрами, между которыми оставлены узкие промежутки, принадлежащие основному стержню колонны. Они называются дорожками. Наиболее характерной частью Ионического ордера является капитель с ее волютообразными завитками. Капитель этого ордера отличается от всех других тем, что сбоку имеет иной характер, чем с фасада. Завитки волют образуют по бокам капители два валика - балюстры. В Ионическом ордере карниз развит за счет усложнения поддерживающей части, в которой, кроме каблучка и четвертного вала, имеется пояс зубчиков или дентикул.
4. Коринфский ордер наиболее пластически разработанный и стройный по пропорциям. Стержень колонны обработан каннелюрами. Капитель имеет скульптурный характер и представлена двумя рядами стилизованных листьев аканта /травянистого растения/. В общем, структура карниза такая же, как и в Ионическом ордере, но с включением нового элемента - модульонов в виде кронштейнов под слезниковой плитой. На плафоне слезника в промежутках между модульонами находятся углубления – кессоны.
5. Сложный ордер, является сочетанием Ионического и Коринфского ордеров, поэтому его называют еще Составным или Композитным ордером. Капитель представляет сочетание Ионического и Коринфского ордеров. Остальные детали скомпонованы по образцу коринфских и также богато орнаментированы.
Композиция ордера построена на четырех основных принципах:
1. Трехчастность, в которой выражены законченность композиции ордера, имеющего начало, середину и завершение: ступенчатое основание, колонну, антаблемент.
2. Четкое деление на несомые и несущие части. Тектоническая выразительность отдельных элементов ордера и ордерной системы в целом основана на образном использовании этого противопоставления.
3. Нарастание сложности композиции снизу вверх. Простейшая часть ордера - ступенчатое основание, самая сложная антаблемент, среднее положение между ними занимает колонна. В композиции антаблемента дорического ордера как бы одновременно соединяются принципы построения его двух нижних частей: сплошная протяженность основания отражена в горизонтали архитрава, метрический ряд колоннады - в триглифах с вертикальными врезами.
4. Положение самой ответственной части в среднем звене композиции. Колонна играет наиболее важную конструктивную роль, являясь основной несущей частью ордера. В антаблементе фриз - основной элемент, так как изображает собой перекрытие всего сооружения. Эхин капители дорического ордера - переходное звено от вертикальных к горизонтальным элементам, по профилю близок к архитраву, а по форме - к круглой части ствола колонны.
Канонические ордера, созданные архитекторами - теоретиками и практиками прошлого, отражали многовековой опыт строительства. Тем не менее, они являются до некоторой степени абстрактными схемами.
При решении конкретных задач следует понять истинное значение канонической системы ордеров и осмыслить границы ее использования. Опираясь на эту систему, ордерные композиции всегда строились с учетом конкретных пропорций и форм в зависимости от назначения здания, его масштаба, конструкций, окружения. Ярким примером этому служат произведения выдающихся русских архитекторов конца XVIII - начала XIX в.
Так, например, для создания монументального характера улиц, площадей, правительственных зданий и дворцов применялся укрупненный архитектурный ордер. В небольших усадебных, жилых и парковых постройках архитектурные ордера имели измененные пропорции, а формы ордера упрощались.
Источник:
книга: Архитектурные ордера.
Саратов: Сарат. Гос. Техн. Ун-т, 2006.
Учебное пособие по курсу «Архитектурное и архитектурно-дизайнерское проектирование».
Автор: Заковоротная Т.А., Мартынова В.И., Фурман Н.В.
Аннотация: Пособие содержит сведения о происхождении античных ордеров, основных частях и элементах профилей, правилах построения ордерной композиции. Полно представлены канонические ордера Виньолы и Палладио. В сравнительных таблицах приведены их модульные размеры. Заключительный раздел посвящен правилам построения элементов классических архитектурных форм, в том числе: обломам, энтазису, базам, капителям, карнизам.
Пособие предназначено для студентов специальностей 290100 и 290200.
---