Метод "фиксация рисунком" при проведении работ по фиксации памятника архитектуры применяют в в том случае, когда почему-либо нельзя использовать более совершенные способы фиксации. Этот способ фиксации дает лишь приблизительное представление об изображаемом здании.
При выполнении рисунков следует заботиться об их ясности и правдивости, о передаче всех особенностей здания в целом и его фрагментов.
Поэтому предпочтителен четкий линейный рисунок с тонкой и твердой, не двоящейся и не расплывающейся линией. Свет и тени не должны искажать форму и скрывать детали, но давать более отчетливое представление об объеме и внутреннем пространстве здания и пластике его деталей.
Эти же требования предъявляются к акварели и другим видам живописи, исполняемым для целей документальной фиксации зданий в качестве дополнения к рисунку или обмеру. К живописи обращаются, чтобы зафиксировать цвет, цветовые соотношения отдельных частей реставрируемого объекта и его отделки. Прежде всего, нужна правдивая передача локального цвета. Цветовые эффекты, создаваемые изменяющимся освещением, в данном случае не должны привлекать внимание художника. Такие документальные акварели делаются в ортогональном изображении, особенно когда это касается фрагментов интерьера. Полезно при этом не ограничиваться расцветкой нужных частей чертежа или рисунка. Следует, кроме того, давать изображения цвета отдельных частей здания в виде прямоугольников, окрашенных акварелью, темперой или маслом (в зависимости от фактуры оригинала), которые можно сличать с изображаемой окраской, накладывая их на нее.
Старым, но не потерявшим своего значения способом фиксации росписей, фресок, мозаик и т.д. является снятие с них калек “прорисей», т.е. контурных изображений, на которые затем акварелью наносятся цвета, соответствующие цветам росписи. На прорисях обозначают каким-либо условным таком точки, положение которых зафиксировано на общих обмерах. Эти точки вместе с прорисями дают возможность показать росписи на общих чертежах здания. Если же в процессе реставрационных работ росписи приходится временно снимать со стен, то зафиксированная привязка позволит снова поставить их на место. При снятии прорисей кальку следует прикреплять так, чтобы не повреждать ни штукатурки, ни красочного слоя. Рисунок на них следует делать не карандашом, требующим нажима, а кистью.
При снятии муляжей — рельефных копий с деталей скульптурного убранства зданий или с небольших архитектурных деталей — также приходится принимать меры предосторожности. Материал, из которого выполнена копируемая деталь, заставляет выбирать и наиболее подходящий материал формы (пластилин, глину, папье-маше), которую снимают с детали для последующей гипсовой отливки. При неправильном выборе такого материала можно не только запачкать копируемую деталь, но и затруднить снятие муляжа в результате прилипания используемого пластического материала к деталям и последующей деформации формы.
Как при снятии прорисей с живописи, так и при снятия копий с рельефных деталей нужно некоторые точки последних связывать промерами с определенными точками на фасаде или в интерьере, на которых они находятся только таким путем можно точно нанести эти детали на фасады или разрезы здания.
Муляжи бывают полезны и при обмерах профилей карнизов, поясков, оконных наличников, давая точные изображения профилей в натуральную величину. Такие же изображения профилей можно получить, огибая их гибкой и мягкой металлической полосой или обводя их карандашом на листе бумаги, вложенном в шов между отдельными камнями, из которых сложена деталь.
Источник:
книга: Реконструкция и реставрация историко-архитектурного наследия.
Саратов: изд-во "Аквариус", 2003.
Учебное пособие.
Автор: Н.А.Попова
Аннотация: Учебное пособие разработано для студентов специальности «Архитектура» при изучении курса «Реконструкция и реставрация историко-архитектурного наследия», а также для студентов специальности «Промышленное и гражданское строительство» по курсу «Реконструкция зданий, сооружений и застройки». Пособие предназначено для самостоятельной работы по ключевым темам, посвященным обследованию, охране и составлению проектов реконструкции и реставрации историко-архитектурного наследия. В работе рассмотрены примеры зарубежной практики реконструкции и реставрации. Приведены необходимые законодательные документы, принятые на международных конгрессах по сохранению, использованию наследия, методах и режимах реконструкции и реставрации. В работе редкие материалы и законодательные акты, которые трудно найти в литературе. Материалы могут быть использованы при курсовом и дипломном проектировании, научном исследовании исторической застройки, выполнении проектов реконструкции и реставрации архитекторами-реставраторами и инженерами.