Архитектурные ордера античности

Элементы ордера, первоначально определявшиеся лишь требованиями конструкции и свойствами строительного материала, в своем развитии подверглись художественной переработке. К V в. до н. э. в древнегреческой архитектуре наметились две системы строительства, которым соответствовали два основных типа ордера - дорический и ионический. Зародившиеся в разных областях Эллады, они получили затем повсеместное распространение. Позднее, во второй половине V в. до н. э, появился еще один ордер - коринфский, отличавшийся от ионического лишь своей капителью.

Архитектурные ордера античности
Деревянные прототипы: а – дорического; б – ионического ордеров.


Как в дорическом, так и в ионическом ордере установился состав элементов и строгий порядок их взаиморасположения. Этот порядок не принял формы незыблемых числовых отношений и норм. Пропорции или соотношения частей между собой и к целому сохраняли общие закономерности, но все же оставляли зодчим почти неограниченную свободу для создания индивидуального образа каждого сооружения. Ордер позволял передавать тончайшие оттенки различных художественных замыслов.

Главными частями греческого ордера являются:
1 - основание, обычно ступенчатое, - стереобат,
2 - вертикальные опоры - колонны, стоящие на верхней ступени стереобата - стилобате;
3 - верхняя часть - антаблемент, который в свою очередь делится на две или три части:
а) архитрав - главная балка, опирающаяся на колонны и воспринимающая нагрузку от перекрытия;
б) фриз, изображающий само перекрытие;
в) карниз - венчающая часть.

Дорический ордер

Греческая дорическая архитектура отличается мужественным величием, суровой простотой, монументальной торжественностью. Дорический ордер наиболее полно выразил тектоническую основу греческого зодчества.

Архитектурные ордера античности
Дорический ордер (храм Афины Афайи на о. Эгина)
А. Стереобат: а - стилобат; б - ствол колонны с каннелюрами; в - шейка или гипотрахелион; г - врез гипотрахелиона; д - ремешки; е - эхин; ж - абака; з - архитрав; и - тения; к - полочка или регула; л - капли или гуты; м - фриз; н - метопы; о - триглифы; р - карниз или гейсон; с - мутулы с каплями; т - выносная плита; у - сима или водосточный желоб с отверстиями для выпуска дождевой воды в форме львиных голов; ф - акротерий

Колонна развитого дорического ордера не имела базы "и опиралась непосредственно на верхнюю ступень стереобата. Сужение (утонение) колонны кверху начиналось от стилобата, но не было равномерным: ствол имел припухлость - энтазис, максимум которой приходился приблизительно на - 1/3 высоты колонны. Поверхность ствола колонны оживлялась вертикальными желобками - каннелюрами, число которых чаще всего равнялось 20. Каннелюры создавали игру света и тени, подчеркивая вертикальность колонны.

Капитель состояла из округлой подушки - эхина и лежавшей на ней квадратной плиты - абака (или абаки) и шейки (гипотрахелиона). Нижняя часть эхина украшалась врезанными профилированными поясками - ремешками, количество которых колебалось от 1 до 5. Капитель отделялась от ствола колонны горизонтальными углублениями (от 1 до 4), называемыми врезами гипотрахелиона.

Антаблемент дорического ордера состоял всегда из трех элементов:
- архитрава,
- фриза,
- карниза.

Дорический архитрав представлял собой гладкую балку, опиравшуюся на капители колонн. Сверху она завершалась небольшой полочкой - тенией. Над архитравом шел дорический фриз (триглифон), состоявший из триглифов и метоп. Триглифы имели форму вытянутых в вертикальном направлении прямоугольников, поверхность которых совпадала с плоскостью архитрава. Триглиф имел вертикальные врезы: два полных вреза в средней части и два полувреза по краям.

Между триглифами размещались чуть вытянутые в длину плиты - метопы. Они были заглублены по отношению к плоскости триглифов и часто украшались рельефами. С нижней стороны тений под каждым триглифом имелась небольшая полочка - регула. Нижняя поверхность регулы была обработана шестью каплями (лат, - гутты).

На каждый интерколумний (расстояние между колоннами) приходилось по две метопы и два триглифа. Триглифы располагались над центрами каждой колонны и каждого интерколумния. Для того чтобы триглифный фриз получил метрически и тектонически законченное решение, крайние триглифы сдвигались с оси крайней колонны на угол антаблемента. При этом ближайшая к углу метопа становилась длиннее остальных и нарушала метричность построения фриза. Таким образом, возникла "проблема углового триглифа". Сглаживанию разницы в длине угловых метоп способствовали:
- уменьшение крайних, а иногда и соседних с ними интерколумниев;
- наклон угловой, а иногда и соседних колонн к центру фасада, причем угловая колонна, принадлежавшая одновременно двум фасадам, наклонялась по биссектрисе угла стереобата.

Находившийся над фризом карниз - гейсон своей венчающей частью сильно выступал вперед, резко нависая над нижними элементами антаблемента.

Основная часть карниза - выносная плита имела с нижней стороны уклон наружу, предохраняя нижние части сооружения от подтеков дождевой воды. По верху плиты тянулась сима - водосточный желоб, образуемый крайними черепицами кровли.

Нижняя поверхность карниза снабжена прямоугольными выступами - мутулами, расположенными по одному над каждым триглифом и каждой метопой. На нижней стороне мутул имелись капли, расположенные в три ряда по шесть капель в каждом.

Дорический храм имел удлиненную прямоугольную форму и был перекрыт двухскатной черепичной кровлей. Верхняя часть торцового фасада отделялась от основной его плоскости горизонтальным карнизом, наклонные края скатов были обработаны также в виде карнизов, образуя фронтон. Треугольное поле фронтона без обрамляющих его карнизов получило название тимпана.

Наклонные карнизы фронтона отличались от горизонтального наличием симы, которая завершалась у нижних углов фронтона водометами в виде львиных голов. Фронтоны храмов украшались скульптурой. На крыше по углам фронтонов ставились акротерии (скульптурные или орнаментальные украшения).

Ионический ордер

Ионический ордер отличается от дорического легкостью пропорций, утонченностью форм, широким применением декора.

Архитектурные ордера античности
Ионический ордер (исходный малоазийский вариант без фриза - храм Афины Полиады в Приене, IV в. До н.э.)
а - база (малоазийский вариант с плинтом); б - плинт; в - выкружки и валы; г - ствол ко¬лонны с каннелюрами и дорожками между ними; д - эхин ионической капители; е - волюта; ж - балюстра; з - подушка; и - абака; к - архитрав, разделенный на три фасции и увенчан¬ный киматием; л - зубчики или сухарики (дентикул) с венчающим киматием; м - выносная плита; н - сима или водосточный желоб.


Ионическая колонна делилась на три части: базу, ствол, капитель. База состояла из чередующихся вогнутых и выпуклых элементов, образно выражавших усилие сжатия, которое она передавала на основание храма. Ионическая база иногда не имела квадратной плиты (плинта). Выпуклые элементы - валы или торусы часто украшались орнаментальной порезкой или горизонтальными желобками-каннелюрами. Вогнутые элементы - скоции оставались гладкими.

Ионическая колонна стройнее дорической. Утонение ствола меньше, чем в дорическом ордере, энтазис чаще всего отсутствует. Каннелюры (обычно их было 24) отделялись узкими полосками - дорожками. В плане каннелюры представляли полуокружность или часть эллипса. Вверху и внизу они обычно имели полуциркульное завершение.

Ионическая капитель, в отличие от более однотипной дорической, встречается в большом количестве вариантов. Она состояла из абаки, подушки с волютами и эхина. Волюты - завитки подушки, образующие по бокам капители два вала, назывались балюстрами. Эхин ионической капители покрыт порезкой в виде ов или иоников. Вследствие того, что ионическая капитель имела резко отличавшиеся друг от друга стороны, для угловых колонн установилась форма капители с диагональным расположением волюты.

Антаблемент основного малоазийского варианта ионического ордера состоял из двух частей: архитрава и карниза. Небольшие горизонтальные уступы разделяли архитрав на три гладкие, чуть нависающие одна над другой полосы - фасции. Между архитравом и карнизом располагался пояс зубчиков или сухариков (лат. - дентикул). Венчающая часть - сима украшалась богатой орнаментальной порезкой.

Второй вариант ионического ордера получил развитие в Аттике во 2-й половине V в. до н. э. Он отличается, прежде всего, своим трехчастным антаблементом, который состоял из архитрава, непрерывного фриза, украшенного рельефами, и карниза без зубчиков.
Пояс зубчиков и фриз до IV в. до н. э. не применялись одновременно в одном антаблементе.

Архитектурные ордера античностиИсточник:

книга: Архитектурные ордера.
Саратов: Сарат. Гос. Техн. Ун-т, 2006.
Учебное пособие по курсу «Архитектурное и архитектурно-дизайнерское проектирование».
Автор: Заковоротная Т.А., Мартынова В.И., Фурман Н.В.

Аннотация: Пособие содержит сведения о происхождении античных ордеров, основных частях и элементах профилей, правилах построения ордерной композиции. Полно представлены канонические ордера Виньолы и Палладио. В сравнительных таблицах приведены их модульные размеры. Заключительный раздел посвящен правилам построения элементов классических архитектурных форм, в том числе: обломам, энтазису, базам, капителям, карнизам.
Пособие предназначено для студентов специальностей 290100 и 290200.

Распечатать

Похожие публикации

Архитектурные ордера

В истории развития строительного искусства большое место занимает так называемая стоечно-балочная конструктивная система, основу которой составляют стойки (столбы, колонны и другие отдельно стоящие опоры), по которым проложены балки, несущие перекрытие. Эта конструктивная схема, возникнув в...

Справочник
Подробнее...

Архитектурные обломы

Элементы, из которых складывались профили (очертания поперечного сечения) главных частей архитектурного ордера, называются обломами или мулюрами. В древнегреческом зодчестве все разнообразие архитектурных профилей сводились к небольшому числу основных обломов простейшего очертания. Обычно, каждый...

Справочник
Подробнее...

Структура системы нормативных документов в строительстве

Таблица со структурой системы нормативных документов в строительстве. Обязательное приложении к СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве» СТРУКТУРА СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ...

Справочник
Подробнее...

Программный комплекс ScanIMAGER

Программный комплекс ScanIMAGER предназначен для обработки результатов трехмерного лазерного сканирования применительно к архитектурным обмерам. Он построен по модульному принципу и поставляется в различных модификациях.
Подробнее...

Новочеркасский войсковой собор, полет по облаку точек

3D модель горельефа Е.В. Вучетича, ВДНХ, г.Москва

Аппаратно-программный комплекс PHOTOMICROMETER 3D

ВЫСОКОТОЧНАЯ ФОТОГРАММЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ТРЕЩИН И ДЕФОРМАЦИОННЫХ ШВОВ В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ

Фотограмметрический щелемер (сокращенно - фотощелемер, иначе - фотомикрометр) - это аппаратно-программный комплекс для высокоточного трехмерного мониторинга трещин, технологических зазоров или деформационных швов.

Перейти на сайт