Здание Главпочтамта в Санкт-Петербурге, расположенное по адресу ул. Почтамтская, 9/12, является памятником архитектуры федерального значения. В статье мы рассмотрим историю этого здания, начиная с момента его строительства в 1789 году и заканчивая современностью. Объект был измерен в период с декабря 2002 года по январь 2003 года с использованием методов геодезии и цифровой фотограмметрии. Статья также включает информацию о реставрации здания, проведенной в 2011 году.
г. Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, 9/12
Сроки проведения обмерных работ на объекте:
декабрь 2002 - январь 2003
Работы, проводимые на объекте:
полный комплекс обмеров здания методами геодезии и цифровой фотограмметрии, за исключением фасадов
Историческая справка:
Здание Главпочтамта (Главный почтамт с аркой) является памятником архитектуры федерального значения, согласно Постановлению Правительства РФ № 527 от 10.07.2001 года.
В 1781 г. из Иностранной коллегии был выделен почтовый департамент, его руководителем стал А. А. Безбородко – Светлейший Князь, фаворит Екатерины II. Напротив дома Безбородко находилось два пустых участка и один с каменным домом. Безбородко купил эти участки для постройки «Почтового стана», проект которого было поручено составить выдающемуся русскому зодчему второй половины XVIII века Н. А. Львову.
Строительство Почтового стана было завершено в 1789 году, в нем разместилось Главное почтовое правление, Почтамт со всеми операционными помещениями для чиновников.
Здание занимает обширный прямоугольный в плане участок, ограниченный с трех сторон улицами – ул. Почтамтская, ул. Якубовича, Почтамтский переулок. Первоначально это было вспомогательное служебное помещение при почтамте, так называемый "Почтовый стан", само же почтовое управление находилось на противоположной стороне Почтамтской улицы - в доме Ягужинского.
Нынешний операционный зал под стеклянным потолком первоначально был большим внутренним двором "Почтового стана" и имел хозяйственное значение: в него выходили конюшни, располагавшиеся по трем его сторонам, а также сараи, мастерские, ледники и пр.
Первый этаж не имел окон. На их месте были устроены ниши, предназначенные для статуй, которые, однако, так и не были установлены.
На втором и третьем этажах находились конторские помещения, казармы для "нижних чинов" и квартиры чиновников.
В 1801-1803 гг. в связи с переводом в это здание Главного почтового управления Е. Т. Соколов произвел в нем ряд внутренних перестроек и пробил окна в первом этаже.
В 1859 году архитектор А.К. Кавос соорудил галерею - арку, которая соединила Почтамт с домом на противоположной стороне Почтамтской улицы. Эта галерея - арка была построена для «удобства» директора Почтамта, который отныне мог из казенной квартиры, не выходя на улицу, проследовать в свой служебный кабинет.
В 1903 г. гражданский инженер Л. И. Новиков перекрыл бывший хоз. двор Почтамта двойным стеклянным фонарем - так на месте черного двора появился центральный операционный зал, являвший собой самый ранний пример петербургского атриума.
В 1913 г. на Почтамте висели уведомления, они сообщали петербуржцам, что корреспонденция, опущенная в ящик до шести с половиной часов вечера, отправляется в тот же день вечерними скорыми поездами; что все почтовые ящики в черте города очищаются 9 раз в сутки; указывались адреса всех 65 почтовых и телеграфных учреждений столицы. Здесь же находились таблицы, сообщавшие почтовые тарифы ("Весовой сбор").
В 2011 г. - реставрация здания Главпочтамта.
Архитектурное описание:
В композиции фасадов Н. А. Львов повторил традиционную для русского классицизма схему. Он выделил ризалиты в центре каждого из трех фасадов и обработал их портиками из четырех колонн дорического ордера, увенчанных фронтонами. Боковые крылья, кроме ризалитов на углах, декорированы пилястрами, объединяющими два верхних этажа.
По красной линии здания Почтамта расположены трехэтажные корпуса, отгораживающие внутреннюю дворовую часть. Единый карниз и строгий рустованный нижний этаж объединяют все постройку в единое целое.
Здание Почтового стана перестраивалось трижды. Из 60 барельефов, установленных изначально, сохранилось лишь две львиные маски «с полотенцами» на фасаде портиков.
#АрхитектурныеОбмеры #обмеры #обмерныеработы #обмерыспб #Главпочтамт #СанктПетербург #История #Реставрация