С целью передачи глубины и характера пространства, для точного разграничения свободного пространства и элементов конструкций здания на архитектурном чертеже необходимо использовать линии разной толщины и выделение тоном.
Выбор техники зависит от масштаба чертежа разреза здания, чертежных материалов и степени контраста, необходимого для разграничения свободного пространства и элементов конструкций.
На рис.1 разрез здания вычерчен линиями одинаковой толщины. Из-за этого трудно понять, какие элементы здания представлены в разрезе, а какие находятся за плоскостью сечения.
На рис.2 для передачи пространственной глубины были использованы линии разной толщины.
Самой толстой линией (2.1.) обводят контур элементов, представленных в разрезе.
Обратите внимание!
- линии контура всегда непрерывны,
- никогда не пересекают другой контур,
- не заканчиваются линией меньшей толщины.
Линиями средней толщины (2.2.) изображают те элементы здания, которые видны в вертикальной проекции и находятся за плоскостью сечения. Чем дальше расположен элемент от плоскости сечения, тем тоньше становится линия.
Тонкими линиями (2.3.) обозначают изменения на поверхности объекта, но не его формы. Они просто передают видимые детали или фактуру поверхности стен или других вертикальных элементов, параллельных картинной плоскости.
На чертежах разрезов не нужно изображать детали фундамента, расположенные под землей. Если же такая необходимость всё же возникла, то их нужно обозначить тонкими линиями (2.4.).
Выделение тоном и пространственная глубина.
Чтобы четко разграничить на чертеже свободное пространство и конструкции здания, нужно подчеркнуть форму элементов, представленных в разрезе, выделив их тоном, контрастирующим с внутренним и внешним пространством на чертеже разреза здания (рис.3).
Обычно заливаются или тонируются разрезные линии пола, стен и крыши здания, разрез которого выполнен в маленьком масштабе.
Если сильный контраст не требуется, используйте умеренно серый цвет для выделения формы элементов в разрезе. Это особенно важно в крупномасштабных чертежах разрезов, где значительное количество черного цвета может приобрести слишком большое значение.
Если особенности вертикальных поверхностей, такие как фактура или плитка на стенах, изменили общий тон чертежа (рис.4), то для создания более сильного контраста между элементами, представленными в разрезе, и свободным пространством можно использовать темно-серый или черный тон. Следуя этой схеме использования цвета, изображайте элементы, постепенно уходящие на дальний план, в более светлых тонах.
Помните, что элементы фундамента и основания также являются частью чертежа разреза здания, поэтому тонировать нужно не только элементы здания, но и элементы разреза фундамента.
Если вы хотите показать на чертеже систему несущих конструкций здания, то подземную часть фундамента следует изображать как неотъемлемую часть массы земли.
Выделение тоном на компьютерном чертеже
При использовании программ компьютерного проектирования для выполнения чертежей разрезов не используйте цвет и фактуру изображения, чтобы сделать их более красочными. Прежде всего следует подчеркнуть элементы, представленные в разрезе, и элементы, расположенные за плоскостью сечения.
На этом чертеже (рис.5) видно, как благодаря выделению элементов в разрезе, достигается значительный контраст этих элементов с теми, которые видны в вертикальной проекции за плоскостью сечения.
Также очевидно, как благодаря системе изменения тона можно выделить разрез на общем поле чертежа. В данном случае разрез можно оставить белым или придать ему более светлый оттенок по сравнению с остальным пространством на чертеже.
Источник:
книга: Архитектурная графика
Изд-во Астрель - М.:АСТ, 2007. Перевод на русский язык, 2006
Литература учебная.
Автор: Франсис Д.К. Чинь
Введение: Первое издание этой книги знакомило студентов с разнообразными инструментами для рисования, техниками черчения и условными обозначениями, принятыми в проектировании. Автор первого и последующих изданий пытался в простой и доступной форме объяснишь основные методы архитектурной графики. В четвертом издании, при сохранении доходчивости и наглядности подачи изучаемого материала, были внесены некоторые существенные изменения.
---