В августе 2018 года стало известно о планах Департамента культурного наследия города Москвы вернуть первоначальный облик павильону №61 «Центрсоюз» (в 1959‒1963 годах «Атомная энергия в мирных целях», в 1964‒1992 — «Легкая промышленность»), а также провести реставрацию его фасадов, кровли и фонтанов.
По словам специалистов-реставраторов, павильон хорошо сохранился, а наибольшие опасения вызывает архитектурный декор фасадов. Он частично находится в предаварийном состоянии и имеет многочисленные утраты.
Предварительные исследования выявили, что по первоначальной задумке авторов павильона весь декор был выполнен в терракотовом цвете. При этом была применена интересная технология: детали не окрашивались, а покрывались при изготовлении штукатурным слоем, окрашенным в цвет терракоты. Главный фасад украшали два ныне утраченных симметричных скульптурных барельефа, а над главным входом размещался эффектный керамический барельеф с названием павильона, который был богато декорирован.
Реставраторы активно приступили к научно-исследовательскими работами, исследованию архивных чертежей и проведению исследования конструкций и инженерных систем. С целью разработки проекта реставрации павильона.
Безусловно, любой проект реставрации Объекта культурного наследия (памятника архитектуры) не может быть разработан без наличия актуальных, подробных и точных обмерных чертежей. Наша компания с 1998 года начала выполнять научно-исследовательские и конструкторские работы в области инженерной и архитектурной фотограмметрии. Наши специалисты имеют огромный багаж знаний и опыт проведения архитектурных обмеров на более, чем 500 объектах.
Именно к нам обратились с задачей создания пакета обмерных чертежей павильона №61 «Центросоюз» на ВДНХ. Осенью 2018 года нашими специалистами были выполнены архитектурные обмеры фасадов и кровли здания.

г. Москва, ВДНХ, павильон №61 «Центросоюз»
Сроки проведения обмерных работ на объекте:
осень 2018
Работы, проводимые на объекте:
архитектурные обмеры фасадов и кровли здания
Историческая справка:
Павильон «Центросоюз», расположенный на ВДНХ, был построен в 1952—1953 годах и стал 61-м павильоном выставки. Архитектурный проект был разработан известными архитекторами Рудольфом Кликсом и Борисом Виленским в стиле ар-деко. Фасад здания выполнен в белоснежных тонах, а его архитектурная композиция включает в себя башню с кокошниками, увенчанную шпилем. По обе стороны от башни установлены скульптуры рабочего с разводным ключом и колхозницы со снопом, созданные скульптором В. П. Циммерманом.
Первая экспозиция павильона, открывшаяся в 1954 году, была посвящена Центросоюзу и деятельности потребительской кооперации в СССР. Экспозиция была разделена на три зала: первый зал рассматривал организационные аспекты кооперации, второй — методы работы, а третий — достижения в этой области. Рядом с павильоном располагались небольшие павильоны «Сельмаг» и «Колхозная чайная», которые воссоздавали атмосферу соответствующих заведений.
В 1959 году тематика павильона была кардинально изменена, и он стал местом для экспозиции «Атомная энергия в мирных целях», главного художника которой стал Владимир Роскин. Эта выставка функционировала до 1964 года, после чего павильон был передан под экспозицию «Механизация сельского хозяйства СССР», а затем, в 1965 году, — «Лёгкая промышленность». Последняя экспозиция знакомила посетителей с особенностями работы и достижениями лёгкой промышленности Советского Союза и была закрыта в 1992 году.
Здание было возведено в стиле сталинского ампира, однако в его оформлении можно заметить влияние древнеруской архитектуры. Вершину сооружения украшает башня-шатер, обрамленная множеством кокошников — архитектурных элементов, напоминающих традиционные женские головные уборы России. На этой башне расположен золоченый шпиль, на котором изображены серп и молот. В основании шпиля находится металлический венок, составленный из снопов колосьев, украшенный звездами и лентами.

В 1950-х годах фасады павильона отличались более богатым декором. Однако в 1960-х, когда модернизм стал доминировать в архитектуре, началась так называемая борьба с излишествами. В результате с фасадов павильона №61 исчезли гирлянды, картуши и барельефы, а цветовая гамма здания была изменена: стены и оставшиеся декоративные элементы стали светлее. В 1970-х годах к заднему фасаду была пристроена арка из темного стекла. Теперь перед реставраторами стоит задача восстановить утраченные элементы великолепия павильона, и вскоре москвичи смогут вновь увидеть его в том виде, в каком его задумал автор.
В ходе современной реставрации специалисты придали лоск сохранившимся деталям, а всё утраченное воссоздали. Вероятно, больше всего хлопот доставили колхозница и рабочий: скульптуры пришлось делить на фрагменты, перевозить в мастерскую для очистки и восстановления, а затем собирать по частям на крыше. Зато это не новоделы, а подлинные скульптуры.
Павильон «Центросоюз» является важным элементом архитектурного наследия ВДНХ, отражая не только достижения советской архитектуры, но и изменения в социальной и экономической жизни страны на протяжении нескольких десятилетий. Он является одной из самых известных достопримечательностей Москвы, павильон – Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771310016060006 (ЕГРОКН).
В последние годы павильон №61 «Центросоюз» на ВДНХ стал объектом особого внимания в контексте его реставрации и возвращения к первоначальному облику. С момента своего открытия в середине XX века этот архитектурный памятник претерпел множество изменений, и его состояние требует тщательного анализа и восстановления. В августе 2018 года Департамент культурного наследия города Москвы объявил о планах по проведению реставрационных работ, направленных на сохранение уникального архитектурного декора и восстановление исторической ценности павильона.

Важным этапом в этом процессе стали архитектурные обмеры фасадов и кровли здания, выполненные компанией "НПП «Фотограмметрия»". С момента своего основания в 1998 году, наша компания зарекомендовала себя как лидер в области научно-исследовательских и конструкторских работ, специализируясь на архитектурной и инженерной фотограмметрии. Наши специалисты обладают богатым опытом и знаниями, что позволило успешно выполнить обмеры более 500 объектов. В случае с павильоном «Центросоюз», наши работы стали основой для разработки проекта реставрации, обеспечив наличие актуальных и точных обмерных чертежей. Мы уверены, что благодаря нашим усилиям, этот исторический памятник вновь обретет свой былой блеск и станет важной частью культурного наследия Москвы.
#Центросоюз #ВДНХ #реставрация #архитектурныеобмеры #фотограмметрия #культурноенаследие #архитектура #Москва #обмерныеработы #обмеры #обмерыМосква