г. Санкт-Петербург, Набережная реки Карповки 27, 29; ул. проф. Попова, 20
Сроки проведения обмерных работ на объекте:
Апрель - май 2013
Работы, проведенные на объекте:
- трехмерное лазерное сканирование фасадов зданий,
- тахеометрическая съемка и трехмерное лазерное сканирование внутренних помещений, включая помещения чердака и подвала,
- геодезические и фотограмметрические обмеры комплекса зданий,
- создание цветных ортофотопланов,
- составление обмерных чертежей (фасадов; поэтажных планов, планов стропильной системы и кровли; разрезов).
Историческая справка:
Здания №27 (Дом Гризара) и №29 (дом Корлякова) по наб. реки Карповки, а также №20 по улице профессора Попова относились к комплексу зданий, расположенных на территории Мебельно-столярной фабрики Ф. А. Мельцера.
Здание мебельно-столярной фабрики Ф. А. Мельцера (ул. Профессора Попова, 20) было возведено по проекту военного инженера Мельцер Эрнеста Фёдоровича в 1902 году. Во второй половине XIX века – это одно из зданий мебельной фабрики Ф. А. Мельцера.
Дом №27 по набережной реки Карповки был построен в 1857 году по проекту архитектора Е. Е. Аникина для фабрики Е. Гризара и значительно перестроен / надстроен / пристроен в 1884 году по проекту выдающегося архитектора-строителя конца ХIХ – начала ХХ века, одного из пионеров петербургского модерна, Шауб Василия Васильевича для нового владельца Ф. А. Мельцера. Так здание фабрики Мельцера было выполнено в формах эклектики и «кирпичного стиля».
Здание, расположенное по адресу наб. реки Карповки, 29 – это особняк Корлякова, возведенный в 1820-е годы архитектором (предположительно) Д.Адамини. Однако эксперты не смогли подтвердить факт, в архивах не найдено документального подтверждения причастности Адамини. Этот угловой дом-особняк представляет собой образчик позднего безордерного классицизма и на данный момент является памятником архитектуры, объектом культурного наследия.
Мебельно-столярная фабрика Ф. А. Мельцера - Торговый дом "Мельцер Ф. и К" был основан мастером каретного дела Фридрихом Иоганном (Федором Андреевичем) Мельцером в Петербурге. В 1860-х гг. Ф. А. Мельцер купил мебельное предприятие А. И. Тура. Фабрика Мельцера стала поставщиком императорского двора: выпускала эксклюзивную мебель для великокняжеских особняков, для Зимнего дворца. Здесь была сделана мебель для апартаментов великой княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской, для Фермерского дворца в Петергофе, вещи для комнат императрицы в Большом Царскосельском дворце.
Позже фабрика перешла к старшему сыну - Федору Федоровичу Мельцеру. Второй сын (военный инженер Эрнест Федорович) в 1890-х гг. выстроил для фабрики новые корпуса, которые разместились по адресам: наб. р. Карповки, 27-29, ул. Профессора Попова , 18-20, Каменноостровский пр., 49-51.
Третий сын (Роман Федорович Мельцер (Роберт Фридрих)) был придворным архитектором, художником, специалистом по мебельному дизайну. С 1878 г. именно он руководил на фабрике рисовальной мастерской. Здесь готовились проекты для изделий мебельной фабрики.
Здесь же работала мастерская по производству светильников под руководством приемного сына Ф. А. Мельцера - инженера-электрика Ивана Ивановича Трофимова-Мельцера.
На фабрике Мельцеров не только выпускали мебель для широких общественных слоев, но и занимались и разработкой стиля интерьеров - изготавливали деревянные панели и двери, подбирали кожи для обивки стен, делали лепной и бронзовый декор, осветительное оборудование, камины и многое другое.
В начале XX в. фабрика наладила выпуск функциональных вещей - больничная мебель для Императорского клинического повивального института (1903-1904) и деловая обстановка для "Петербургского общества страхования" (1904) и Учетного и ссудного банка.
Мастера высокой квалификации вытачивали винты для первых аэропланов, делали первые гидросамолёты.
В годы Первой мировой войны фабрика производила пропеллеры, аппараты телефонной и телеграфной связи, с корпусами, ящиками для них.
В 1918 году фабрика Мельцера прекратила существование.
В советское время в корпусах фабрики Мельцера располагался мебельный завод имени Халтурина, затем — мебельный завод № 4 производственного объединения «Ленмебельдревпром». Последнее мебельное производство — экспериментальный мебельный комбинат «Интурист», входивший в объединение «Ленпроектмебель», — покинуло помещения в 1998 году.
В 2001 году здания фабрики были включёны КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1256).
Весной 2013 года территорию фабрики Мельцера купило ООО «Петроцентр», аффилированное с группой NCC.
В 2013 году в прессе появилась информация о том, что в следующем году начнется застройка жильем класса А (планируется построить порядка 16 тыс. кв. метров) территории бывшей мебельной фабрики Мельцера на пересечении набережной реки Карповки, 27, и Каменноостровского проспекта. На тот момент территорией завода владели дочерние структуры скандинавской группы компаний NCC.
Холдинг провел закрытый конкурс на право проектирования, в котором участвовала, в частности, архитектурная мастерская «Студия-17» Святослава Гайковича. Победителем стала архитектурная мастерская «Студия-44». Руководитель студии Никита Явейн представил на градостроительном совете четыре варианта объемно-пространственного решения застройки.
12 июля 2013 года Градостроительный совет Петербурга одобрил проект «Студии-44» Никиты Явейна по застройке набережной Карповки. Проект включает в себя строительство, реконструкцию, реставрацию и приспособление под жилой комплекс территории на набережной реки Карповки, 27, литеры А, Б, В, Г. Комплекс будет обладать встроенными помещениями, пристройками, а также подземным паркингом.
В декабре 2014 года было выдано разрешение на строительство жилого дома на месте фабрики Мельцера.
Новый дом не будет выходить на уличный фронт, но при этом станет самым массивным зданием у Силина моста. Он будет иметь диагональный двор-курдонер с дымовой трубой посреди, а фасады двух верхних этажей наклонены внутрь, что заставило критиков найти сходство с гробом.
Никита Явейн, руководитель ООО «Архитектурная мастерская «Студия-44», рассказал, что проект претерпел некоторые изменения по сравнению с вариантом, представленным на градсовете. В частности, высота была понижена почти на этаж из-за «изменившегося законодательства». Фасады получили облицовку резным камнем, на них появилось «больше деталей».
- трехмерное лазерное сканирование фасадов зданий,
- тахеометрическая съемка или трехмерное лазерное сканирование внутренних помещений, включая помещения чердака и подвала,
- геодезические и фотограмметрические обмеры комплекса зданий,
- создание цветных ортофотопланов,
- составление обмерных чертежей (фасадов; поэтажных планов, планов стропильной системы и кровли; разрезов).
Создание геодезического обоснования.
Все обмерные работы (как внешние, так и внутренние) выполнялись в единой условной системе координат. Для этого было создано геодезическое обоснование методом построения линейно-угловой сети с закреплением точек на стенах зданий и помещений. Точность сети в результате уравнивания по МНК составляет 2-5 мм. Для привязки к Балтийской системе высот в сеть были включены два близлежащих репера №5919 и №5947 опорной высотной сети Санкт-Петербурга. Для выполнения измерений использовался электронный безотражательный тахеометр SET 530R3 (Sokkia, Япония).
Обмеры фасадов.
Для выполнения обмеров фасадов и кровли была использована технология наземного лазерного сканирования. Полевые работы включали два этапа: лазерное сканирование и определение координат опознаков с помощью электронного безотражательного тахеометра. Трехмерное лазерное сканирование выполнялось приборами FARO Focus 3D и Riegl VZ-400.
После обработки геодезических измерений выполнялась регистрация сканов в специализированных программах. Затем в программе ScanIMAGER (разработка «НПП «Фотограмметрия») из облака точек были сделаны ортофотопланы фасадов здания.
Составление обмерных чертежей выполнялось в графическом редакторе преимущественно методом векторизации ортофотопланов.
Для точного построения сечений архитектурных деталей использовались сечения, сделанные из облака точек.
Обмеры внутренних помещений.
Обмеры внутренних помещений так же проводились методом трехмерного лазерного сканирования.
Для точного построения архитектурных элементов использовались сечения, сделанные из облака точек.
Составление обмерных чертежей выполнялось в графическом редакторе.
Все готовые чертежи в соответствии с договором передаются Заказчику в электронном виде и на бумаге в 6 (шести) экземплярах:
- планы этажей, стропильной системы и кровли в М 1:50;
- разрезы в М 1:50;
- фасады в М 1:50;
- детали фасадов в М 1:5;
- шаблоны в М 1:1.