Эскизы и рисунки, предназначенные для производства отделочных и декоративных работ, снабжаются наложенными сечениями и простановкой размеров, необходимых для изготовления по ним шаблонов штукатурной тяги в натуральную величину.
На рисунке ниже приведены эскизы профилей наружного карниза здания (вынос 317 мм) и карниза внутреннего помещения, который служит декоративным обрамлением плоскостей стен и потолка. В составе профилей — несложные обломы: полочки, полка с выкружкой, прямые гусек и каблучок.

Чертежи лепных профилей наружного карниза здания (а) с шаблоном (б) и карниза интерьера (в)
Здесь же рисунке утолщенной линией показан профиль карниза, который изображен в натуральную величину, для выполнения по нему шаблона штукатурной тяги. В тех случаях, когда профиль имеет декоративную порезку или орнаментальное украшение, на второй совмещенной его проекции изображают рисунок этого украшения.

Обмерный чертеж капители для изготовления модели и лепных форм
Рисунок капители, выполненный по обмерам в натуре,— основа для изготовления моделей и лепных форм при восстановительных и реставрационных работах. Подобный эскиз делают, как правило, в двух-трех проекциях, с наложенным профилем и основными размерами, необходимыми при выполнении шаблонов.

Выполнение эскиза лепной отделки арочного проема
На рисунке изображен эскиз архитектурной обработки фрагмента здания — арочного проема. Декоративная обработка проема выявляет клинчатую структуру арки с расшивкой швов и замковым камнем. Рельефная поверхность стены обработана рустом со швами треугольного профиля, имитирующими каменную кладку. Швы арки увязаны со швами стены. Линия перехода клинчатого руста в горизонтальный — стрельчатой формы. Пяты арки опираются на импост — горизонтальную полосу, венчающую стену у основания полуциркульной части проема. По полю импоста проложен рельефный орнамент «бегущая волна».
Выполнение эскиза начинают с нанесения линейного контура арочного проема. Затем размечают клинья арки и горизонтальные швы декоративной обработки, учитывая при этом толщину штукатурного слоя. Прочерчивают все профили и наносят орнаментальную полосу. Весь эскиз и его неповторяющуюся часть, например правую, прорабатывают тоном — отмывают тушью или окрашивают акварельной краской. Наносят светотень, которая выявляет рельефность декоративной обработки. Самыми светлыми участками будут левые и верхние грани шва, а самыми темными — противоположные грани швов и падающие тени замкового камня. В заключение уточняют контуры теней на лицевых гранях руста и на замковом камне, наносят мелкими штрихами шероховатую фактуру поверхности, сгущая штриховку на границе с наиболее светлыми гранями руста.
Рисунки и эскизы декоративно-художественного оформления зданий.
При выполнении альфрейно-декоративных работ цвет — основное средство декоративно-художественной обработки здания, главным образом интерьера.
Один из наиболее распространенных элементов художественной отделки зданий — орнамент. Орнамент — это графическое, живописное или скульптурное украшение, которое представляет собой ритмическое сочетание и чередование взаимосвязанных друг с другом элементов геометрического или растительного содержания.
Эскизы орнаментов выполняют в натуральную величину, затем по ним изготовляют трафареты — тонкие картоны с прорезью для покраски одноцветных элементов орнамента.
Рассмотрим эскиз для альфрейно-декоративных работ.
Приемы одноцветной росписи под лепку декоративных орнаментов «гризайль» заключаются в передаче на плоскости объемности изображаемых форм с помощью растушевки тональных переходов и нанесения светотени.

На рисунке приведен эскиз фрагмента росписи фриза с гирляндами. Рисунок гирлянд, связей между ними и лент — одноцветный. Поле фриза и стены помещения теплого приглушенного тона. Выполнение эскиза требует сочетания акварельной и гуашевой техники.

Фрагмент эскиза многоцветной декоративной росписи и способ перенесения контура изображения с эскиза на натуру
Выполнение эскиза многоцветной декоративной росписи - фрагмент плафона трибуны ипподрома в Москве. После выполнения контура изображения наносят акварелью общую подготовку по всей площади эскиза (грунт) светло-розовым тоном (1 — раствор кадмия оранжевого). Последующие цвета наносят в порядке увеличения силы тона: сначала желтый (5 — обрамление основной ленты), затем коричневый (8 — медальоны), пурпурный — 2, зеленый — 7, синий — 6, серый — 4 и т. д. Приемы графического выполнения эскизов должны учитывать специфику ее техники в натуре. На этом же рисунке показан способ увеличения и перенесения по сетке контура изображения с эскиза на натуру при неповторяющихся мотивах росписи, когда изготовление трафаретов нецелесообразно. Этот же способ увеличения рисунка росписи может быть использован при изготовлении трафаретов.
Однако, если речь идет не о рисунках и эскизах, а о точных обмерных чертежах → ПРОДУКЦИЯ компании "Архитектурная Фотограмметрия".
---