Фасады зданий в рабочих чертежах выполняют в линиях без теней. Большая выразительность рабочего чертежа может быть достигнута за счет разной толщины линий.
На чертежах фасадов наносят:
- координационные оси, проходящие в характерных местах;
- отметки уровней земли, цоколя, верха и низа проемов, парапета, козырька над входом и других характерных для этого сооружения элементов;
- маркируют панели, окна и двери.
Фасады в демонстрационных чертежах играют важную роль, так как в них наиболее наглядно отражается замысел архитектора и инженера (авторов проекта). Фасады дают представление о структуре, пластике, фактуре здания, цвете ограждающей поверхности, связях здания с окружающим пространством (рис. 1).

Рис.1. Различные фасады двухэтажного коттеджа с 4-х сторон
От назначения здания, характера его архитектуры и масштаба чертежа зависит выбранный прием графического выполнения фасада здания. Несмотря на разнообразие графических приемов выполнения фасадов чертеж должен быть предельно точным по рисунку, лаконичным и простым для восприятия.
В современной графике оформления чертежей фасадов применяют разные приемы: линейный, монохромный светотеневой и полихромный.
Выполнение фасадов в линейной графике для иллюстративных чертежей встречается редко, в основном этот прием используется в случае отсутствия пластики фасада и при ярко выраженном силуэте здания. Тогда достаточно линейный чертеж покрыть легким прозрачным слоем разведенной туши или акварелью. Линии чертежа могут иметь градации по толщине, что обогащает изображение (рис. 2).

Рис. 2. Пример оформления фасада.
Светотеневая монохромная графика (одноцветная) выполнения фасада — наиболее наглядный прием выражения архитектурной формы и пространства на чертеже (рис. 3).
Моделировка формы светотенью может быть передана двумя способами: отмывкой и штрихом.
Отмывка — классический прием передачи светотени. Отмывка выполняется разбавленной тушью, акварелью или настоем чая.
Благодаря прозрачности наносимых кистью слоев добиваются тончайших нюансов света и тени.
Такой же эффект может быть получен, если обработать поверхность бумаги пером, рейсфедером или рапидографом, используя приемы штриховой техники и меняя направление, толщину, длину и характер штриха (прямой, косой, криволинейный, состоящий из различных сочетаний черточек и точек) и т.д.
Можно обработать чертеж «сухой» жесткой кистью, затомпоновать губкой, выполнить различными способами набрызг.
При применении перечисленных выше графических приемов степень общей интенсивности тона фасада зависит от характера изображаемого здания, среды, окружающей его, и от масштаба чертежа.
Обрабатывая чертеж фасада здания необходимо помнить: по мере удаления формы (объема) ослабевает контрастность света и тени; падающие тени неоднородны по силе тона (в зависимости от освещения они, ближе к грани, светлеют или темнеют).
Зная и используя эти положения на чертеже, передают воздушную перспективу.
Черно-белой графикой, разным характером обработки поверхности и определенными соотношениями черного, серого и белого можно передать фактуру и даже ощущение цвета материала.
Фактура передается различными видами штриха — чем грубее фактура материала, тем крупнее должен быть штрих.

Рис. 3. Чертежи фасада здания, выполненные различными графическими способами:
а) в линейной графике
б) в черно-белой (полихромной) графике (архитектурно-строительный чертеж).
Стекло, например, изображают тонкой вертикальной штриховкой или, если величина его достаточно большая, оставляют белым, что создает впечатление его легкости и прозрачности.
Цвет в монохромном изображении передается соответствующей тональностью ахроматических (черно-серо-белых) цветов, так как цветной тон и его насыщенность определяются яркостью. Чем ярче цвет в натуре, тем более темным тоном он изображается — пользуясь этим правилом можно черно-белой графикой передать ощущение цветового решения фасадов.
Применение цвета в архитектурной графике (полихромной) служит для более близкой к натуре передачи полихромных качеств проектируемого объекта: применяемых строительных материалов, покраски, монументально-декоративной живописи и т.д. Одновременно цвет усиливает графическую выразительность чертежа.
В современной архитектурно-инженерной графике применение цвета должно носить условно-графический характер, поэтому цветную отмывку акварелью применяют сравнительно редко. Кроющие свойства гуаши и темперы более подходят для техники выполнения чертежа в четкой графической манере.
Современная графика полихромного чертежа максимально использует белую бумагу в качестве воздушной среды при изображении здания.
Гуашь и темперу наносят на чертеж сплошным кроющим слоем или тонкими, прозрачными слоями краски (способ лессировки), что помогает передать не только цвет, но и фактуру материала. При обработке стен кроющей краской поверхность стекла следует отмыть тушью или акварелью или оставить незакрашенной.
Иногда, выполняя чертежи фасадов зданий, сочетают разные графические приемы: классическую отмывку и линейную графику, отмывки или штриховки с гуашью или темперой. Так, при выполнении фасада здания в черно-белой графике, можно выполнять в цвете какие-либо элементы здания (двери, козырьки, декоративные панно). Для подбора того или иного приема оформления чертежа необходимо декодирование.
Приемы графического оформления архитектурно-строительных проектов достаточно разнообразны: это применение акварели, гуаши, темперы, аппликации из цветной бумаги и другие материалы, а также набрызг с помощью аэрографа, торцевание жесткой полусухой кистью по трафарету и т.д.

Рис. 8. Примеры графического оформления виллы Engelbrecht в Гамбурге. Архит. Puttfarcken & Janda

Источник:
книга: Художественно-графическое оформление архитектурно-строительных чертежей.
Изд-во Архитектура-С. Москва, 2004.
Учебное пособие.
Автор: О.В. Георгиевский
---