г. Москва, СВАО, ул. 1-я Останкинская
Сроки проведения обмерных работ на объекте:
с ноября 2012 года
Работы, проводимые на объекте:
создание обмерно-фиксационной документации интерьеров методами лазерного сканирования и фотограмметрической съемки
Историческая справка:
Усадьба «Оста́нкино» — музей на территории бывшей подмосковной усадьбы графов Шереметевых. Дворец является объектом культурного наследия РФ № 7710557001.
Ансамбль усадьбы складывался на протяжении нескольких столетий и окончательно сформировался при одном из самых знатных и богатых людей своего времени - графе Николае Петровиче Шереметеве на рубеже XVIII—XIX вв. Строительство дворца продолжалось с 1792 по 1795 гг., хотя первые проекты относятся еще к 1790-му году, а окончательная отделка - к 1799 году.
В 1790 г. Шереметев принимает решение о строительстве нового театрального здания в подмосковном Останкине. Проект, по которому началось строительство в Останкине, принадлежал московскому архитектору, итальянцу Франческо Кампорези: он постарался объединить при помощи проходных галерей отдельное строение театра, который является центром композиции, и боковые павильоны, а затем и жилые помещения. К лету 1794 года сложилось общее П-образное в плане решение дворца: одноэтажные проходные галереи соединили театр с симметрично стоящими по сторонам от него павильонами - Итальянским и Египетским. Перпендикулярно к ним размещались старые жилые хоромы, имевшие выход к церкви, и актерский флигель, образовывая большой парадный двор перед южным фасадом. По центральной оси ансамбля была ориентирована и новая планировка Увеселительного сада с северной стороны усадьбы.
Строить здание дворца было решено из дерева, так как этот материал является наиболее приспособленным для театрального помещения с точки зрения его акустических свойств. Однако это соображение было не единственным – строительство из дерева позволяло вносить изменения прямо по ходу дела, легко перестраивая уже возведенные части здания в согласии с изменениями замысла его владельца. По мысли графа, театр должен был быть трансформирующимся. Предложение о возможности превращения театрального зала в «воксал», т.е. танцевальный зал, было сделано многолетним корреспондентом Шереметева, виолончелистом Парижской оперы Иваром, который был постоянным советчиком графа как в вопросах репертуара, так и по поводу костюмов и декораций. Чтобы осуществить это превращение, над партером настилались щиты разборного пола, и обе части театра - зрительный зал и сцена – объединялись в единое пространство.
Однако проект Кампорези послужил лишь в качестве первоначальной архитектурной идеи ансамбля. В дальнейшем к проектированию отдельных его элементов привлекались известнейшие петербургские архитекторы - И.Е.Старов, В.Бренна, Дж.Кваренги, - но по ходу строительства Шереметев, лично наблюдавший за ним на первом этапе, неоднократно изменял принятые решения, заставляя разбирать и переделывать уже готовые части здания, часто соединяя отдельные фрагменты разных проектов.
Общее наблюдение за ходом работ было возложено на крепостных архитекторов графа: А.Миронова (1745 – 1808), Г.Е.Дикушина (1760-е – 1833) и П.И.Аргунова (1768-1806), возглавившего в 1793 команду крепостных архитекторов. Почти с самого начала строительства советами ему помогал известный московский архитектор Е.С.Назаров, к помощи которого обращались в сложных случаях.
Первый этап строительства завершился вместе с окончанием отделочных работ в июле 1795 года: к этому времени были возведены здание театра, проходные галереи и павильоны. 22 июля того же года состоялось праздничное открытие дворца - оно было отмечено премьерой.
После празднеств, стала очевидной нехватка некоторых функциональных помещений - вестибюля, просторных помещений для пребывания гостей на время трансформации театрального зала, комнат для размещения и репетиций актеров, поэтому с весны 1796 в Останкине начинается новый этап строительства. С южной стороны дворца была пристроена анфилада парадных залов. Нижнее фойе перестроили в Эстампную галерею, а расположенная над ней графская ложа с кабинетцами была переделана в Картинную галерею, где разместились лучшие картины из богатого шереметевского собрания.
В апреле 1797 года «со всевозможным поспешением» отделывались помещения фойе и вестибюля, гримировочные для актеров. Спешка была вызвана необходимостью закончить работы к приему, который Шереметев надеялся устроить во время коронационных торжеств в честь нового императора, так как одним из первых указов воцарившегося 6 ноября 1796 года Павла I граф Н.П.Шереметев был назначен обер-гофмаршалом (обер-гофмаршал он отвечал за всю хозяйственно-бытовую сторону жизни двора, включая императорские театры и мануфактуры). В Останкине были сосредоточены лучшие крепостные силы – неустанно трудились все три домашних архитектора во главе с Павлом Аргуновым, десятки столяров, плотников, резчиков, позолотчиков. Из Кускова и петербургского Фонтанного дома, столичной резиденции Шереметевых, перевозились мебель и картины, немало новых вещей покупалось и заказывалось в мастерских Москвы и Петербурга.
25 апреля император, как свидетельствует Камер-Фурьерский журнал, действительно посетил Останкино во время прогулки в сопровождении императрицы и четверых приближенных, однако они только осмотрели дворец, не задержавшись даже на чай.
После торжественного приема 1797 года наступил последний период строительства дворца, когда были сделаны пристройки со стороны парка. Однако после вынужденного переезда в Петербург, связанного с его придворной службой, занятый хлопотной должностью граф уже не мог уделять прежнего внимания своему театру.
В 1856 году, перед коронацией Александра II, в Останкино была устроена временная резиденция нового императора, который вместе с семьей прожил здесь неделю, готовясь к церемонии. Во время подготовки императорского визита во дворце (кстати, дворцом Большой дом, как он до этого назывался, стал именоваться именно после этого события) были произведены значительные ремонтные работы. Часть интерьеров подверглась радикальным перестройкам: так, Эстампная галерея стала приемной императрицы с примыкающими к ней спальней и будуаром, а Ротонда превратилась в императорский кабинет. Наиболее значительно изменился театр, превратившийся в зимний сад: для этого было разобрано нижнее машинное отделение, уничтожена система трансформации в «воксал», настелены стационарные полы, объединившие в единое пространство сцену и зрительный зал, и театр получил тот вид, в котором находится сейчас.
Еще раньше, в конце 1820-х годов, по приказу сына и наследника создателя дворца, графа Д.Н. Шереметева, были разобраны «за ветхостью» Старые хоромы и актерский флигель, симметрично примыкавшие ко Дворцу с юга, а к узким проходным галереям, соединявшим их с Итальянским и Египетским павильонами, пристроены ампирные портики.
После реформы 1861 г. усадебные земли стали отдаваться в аренду под строительство дач, а дворец в последней четверти XIX века был открыт для осмотра.
23 октября 1918 года усадьба Останкино была национализирована и стала государственным музеем.
1 мая 1919 года музей принял первых посетителей. С тех пор Останкино — государственный музей, в котором сейчас можно увидеть подлинные интерьеры XVIII в., услышать музыку того времени и оперы из репертуара шереметевского театра.
Внутреннее пространство дворца, в котором воплотился главный замысел Н.П.Шереметева, мечтавшего о создании своеобразного «дворца искусств», отличается от классических интерьеров необычной насыщенностью контрастами, создающими выразительную игру объемов, колорита и деталей убранства, все более экспрессивную по мере приближения к театру.
Интерьеры парадных залов сохранили подлинный декор и убранство. Особенное изящество придают залам осветительные приборы из хрусталя, бронзы, золоченого резного дерева.
Одной из главных достопримечательностей дворца является художественный наборный паркет. Люстры, мебель и другие предметы убранства находятся на первоначальных местах.
Останкинский дворец — практически единственное в России театральное здание XVIII века, сохранившее сцену, зрительный зал, гримёрные комнаты и часть механизмов машинного отделения.
С февраля 2013 года усадьба закрыта на реконструкцию: начата реконструкция усадебного комплекса Останкино и расположенного на его территории единственного в мире деревянного дворца-театра. Эта работа станет самым крупным реставрационным проектом в мире с момента завершения послевоенных восстановлений утраченных усадебных пригородов Санкт-Петербурга — Царского Села, Павловска и Петергофа. После завершения реставрации Останкино с дворцом-театром, оранжерейным комплексом, подземными выставочными залами, увеселительным садом XVIII века и другими смысловыми центрами может стать новой точкой на культурной карте Москвы.
Декабрь 2016 года - ориентировочный срок завершения реконструкции и открытия усадьбы для посещения.
Лазерное сканирование залов дворца.
Фотограмметрическая съемка.
Обработка данных лазерного сканирования.
Создание обмерно-фиксационной документации интерьеров методами лазерного сканирования и фотограмметрической съемки.
В соответствии с техническим заданием обмерные работы выполнялись с использованием комплексной технологии на основе лазерного сканирования и фотограмметрической съемки. Основные этапы работ включали:
1. Подготовительные работы:
- сбор, систематизация, изучение и анализ исходных материалов;
- рекогносцировка объекта и прилегающей территории;
- проектирование работ.
2. Полевые работы:
- планово-высотное обоснование работ;
- лазерное сканирование;
- фотограмметрическая съемка.
3. Камеральные работы:
- определение элементов внешнего ориентирования снимков и создание ортофотопланов.
Основной сложностью при проведении работ было наличие большого количества предметов и музейных экспонатов, являющихся препятствием для обмеров и фотограмметрической съемки интерьеров.
1. Планово – высотное обоснование обмерно – фиксационных работ.
Обмерно-фиксационные работы выполнялись в единой условной системе координат объекта и Балтийской системе координат. За условный 0 высот обмерно-фиксационных работ принята отметка репера 1762 (Н=157,990). Геодезическое обоснование было создано методом построения линейно-угловой сети с закреплением марок на стенах здания усадьбы. Для выполнения измерений использовался электронный безотражательный тахеометр Sokkia SET 530R3 (Sokkia, Япония). Точность взаимного положения марок по результатам уравнивания по МНК составляет 2-3 мм.
Рис. 1. Планово-высотное обоснование обмерных работ «Усадьбы Останкино».
2. Трехмерное лазерное сканирования и цифровая фотограмметрическая съемка исторических паркетных полов стен и плафонов.
Для выполнения обмерно-фиксационных работ была использована комплексная технология наземного лазерного сканирования и цифровой фотограмметрической съемки. Полевые работы включали два этапа:
1. Трехмерное лазерное сканирование основного внутреннего объема усадьбы.
2. Фотограмметрическая съемка исторических паркетных полов стен и плафонов с разрешением 0,4 – 1.5 мм/pix.
Сканирование выполнялось наземной лазерной сканирующей системой IMAGER 5006 (Z+F, Германия), фотограмметрическая съемка – цифровой фотокамерой Hasselblad H3DII-39 (Швеция), предварительно откалиброванной на базе предприятия. В целях получения качественных фотоснимков, работы выполнялись с использованием профессионального студийного освещения.
3. Обработка результатов съемки, создание трехмерных точечных моделей и цветных ортофотопланов исторических паркетных полов стен и плафонов.
После регистрации сканов в программе ZF LaserControl была получена единая точечная трехмерная модель внутреннего объема усадьбы.
Дальнейшая обработка результатов съемки выполнялась в программном комплексе ScanIMAGER (разработка «НПП «Фотограмметрия»).
Точечная модель.
В результате совместной обработки данных сканирования и фотограмметрической съемки на участки подлежащие фиксации были созданы цветные трехмерные точечная модель, а также ортофотопланы с разрешением 0,4 -1,5 мм/pix.
Цветной ортофотоплан плафона части залов дворца, разрешение оригинала 0,5 мм/пиксель.
Совместная обработка результатов лазерного сканирования и фотограмметрической съемки позволяет получать качественно новые материалы: трехмерные модели в естественных цветах; ортофотопланы с высочайшим разрешением.
Итальянский павильон. Цветной ортофотоплан фрагмента интерьера, разрешение оригинала 0,5 мм/пиксель.
4. В соответствии с Техническим заданием по всем интерьерам дворца (помещения №1 - №29) были созданы трехмерные точечные модели в единой для объекта системе координат и монохромные ортофотопланы стен и разверток данных интерьеров.
Все цветные ортофотопланы в соответствии с договором передаются Заказчику в электронном виде и на бумаге.
В электронном виде передаются в форматах DWG, JPG и SPO. Трехмерная точечная модель – в формате SPF.
На фотобумаге развертки распечатаны в масштабах М 1:20.
Благодаря современным технологиям помимо традиционных форм фиксации памятников, таких как чертежи и фотоснимки, были сделаны новые виды обмерно-фиксационной документации: точечные трехмерные модели и цветные ортофотопланы интерьеров «Усадьбы Останкино», что является залогом успешного решения задачи сохранения интерьеров в ходе строительно-реставрационных работ.
---