Архитектурные ордера

В истории развития строительного искусства большое место занимает так называемая стоечно-балочная конструктивная система, основу которой составляют стойки (столбы, колонны и другие отдельно стоящие опоры), по которым проложены балки, несущие перекрытие.

Эта конструктивная схема, возникнув в доисторические времена, с течением времени нашла свое художественное выражение в архитектуре античного мира. Здесь окончательно были установлены закономерности ее построения, найдена художественная форма, соответствующая этой конструкции.

Сформировавшуюся таким образом систему, в которой каменная стоечно-балочная конструкция нашла выразительную архитектурную форму, называют архитектурным колонным ордером.

Широкое распространение ордер получил в архитектуре Итальянского Возрождения. Этому способствовал найденный в 1427г. гуманистом Поджо Браччиолини трактат римского зодчего Витрувия, жившего в I веке до н.э. В нем была изложена теория архитектурного ордера.

В своем трактате Витрувий приводит правила построения ордеров, и для определения размеров частей ордера пользуется условной единицей измерения -модулем, равным нижнему диаметру колоны.

На основе обмеров архитектурных памятников античности и сведений, взятых у Витрувия, ряд итальянских архитекторов (Палладио, Виньола, Скамоцци) создали свои правила построения ордеров. Правило - по-гречески «канон», поэтому эти ордера называют каноническими.


Основные части канонического ордера
Основными частями канонического ордера являются: колонна, антаблемент и пьедестал.


Архитектурные ордера: Основные части канонического ордера - колонна, антаблемент и пьедестал. Чертеж.


Существуют понятия: полный ордер и неполный ордер. Первый ордер содержит все три части, а второй - не имеет пьедестала.

Колонна состоит из трех основных частей: фуст (ствола, стержня), капители и базы.
Фуст представляет собой круглый столб, несколько утоняющийся кверху. Утонение(энтазис) идет по слабой выпуклой кривой.
Капитель - верхняя часть колонны, завершает фуст, образуя переход от вертикальной опоры к поддерживаемой ею горизонтальной балке. Верхняя часть капители — абак или абака представляет собой большей частью квадратную плиту, которая непосредственно воспринимает тяжесть балки и вышележащих частей.
База — нижняя часть колонны, образующая основание для ее ствола.

Антаблемент — верхняя, поддерживаемая часть архитектурного ордера, состоящая из трех горизонтальных частей: архитрава, фриза и карниза.
Архитрав - балка, являющаяся основной несущей частью антаблемента и состоит из каменных блоков, которые перекрывают пролет между колоннами.
Фриз — среднее членение антаблемента, представляющее собой широкий пояс.
Карниз — верхняя часть антаблемента. Карниз имеет три основные части: поддерживающую, свешивающуюся (или слезниковый камень) и венчающую. На нижней поверхности слезника делается выемка, называющаяся «съемцами», для отвода дождевой воды. Нижняя поверхность свешивающейся части называется соффитом или плафоном.

Пьедестал также имеет трехчастное членение: стул пьедестала, карниз и доколь (или база пьедестала).


Классификация ордеров
Канонические архитектурные ордера Виньолы и Палладио имеют 5 разновидностей.


1. Тосканский ордер - наиболее простой по своим формам и деталям и наиболее тяжелый по пропорциям. Имеет гладкую колонну и несложный антаблемент.

Архитектурные ордера: Тосканский ордер. Чертеж.

2. Дорический ордер представляет большой интерес по строгости и закономерности своего строения. Поддерживающая часть карниза может иметь зубчики или модулъоны. Особенностью Дорического ордера является фриз, разработанный своеобразными пластическими элементами - триглифами, чередующимися с метопами. Все триглифы, не исключая и угловых, помещались по осям колонн. По всей окружности колонны этого ордера расположены вертикальные, криволинейные в горизонтальном сечении, углубления - каннелюры.

Архитектурные ордера: Дорический ордер. Чертеж.

3. Ионический ордер обладает легкими пропорциями. Ствол колонны разработан каннелюрами, между которыми оставлены узкие промежутки, принадлежащие основному стержню колонны. Они называются дорожками. Наиболее характерной частью Ионического ордера является капитель с ее волютообразными завитками. Капитель этого ордера отличается от всех других тем, что сбоку имеет иной характер, чем с фасада. Завитки волют образуют по бокам капители два валика - балюстры. В Ионическом ордере карниз развит за счет усложнения поддерживающей части, в которой, кроме каблучка и четвертного вала, имеется пояс зубчиков или дентикул.

Архитектурные ордера: Ионический ордер. Чертеж.

4. Коринфский ордер наиболее пластически разработанный и стройный по пропорциям. Стержень колонны обработан каннелюрами. Капитель имеет скульптурный характер и представлена двумя рядами стилизованных листьев аканта /травянистого растения/. В общем, структура карниза такая же, как и в Ионическом ордере, но с включением нового элемента - модульонов в виде кронштейнов под слезниковой плитой. На плафоне слезника в промежутках между модульонами находятся углубления – кессоны.

Архитектурные ордера: Коринфский ордер. Чертеж.

5. Сложный ордер, является сочетанием Ионического и Коринфского ордеров, поэтому его называют еще Составным или Композитным ордером. Капитель представляет сочетание Ионического и Коринфского ордеров. Остальные детали скомпонованы по образцу коринфских и также богато орнаментированы.

Архитектурные ордера: Композитный ордер. Чертеж.



Композиция ордера
Композиция ордера построена на четырех основных принципах:


1. Трехчастность, в которой выражены законченность композиции ордера, имеющего начало, середину и завершение: ступенчатое основание, колонну, антаблемент.

2. Четкое деление на несомые и несущие части. Тектоническая выразительность отдельных элементов ордера и ордерной системы в целом основана на образном использовании этого противопоставления.

3. Нарастание сложности композиции снизу вверх. Простейшая часть ордера - ступенчатое основание, самая сложная антаблемент, среднее положение между ними занимает колонна. В композиции антаблемента дорического ордера как бы одновременно соединяются принципы построения его двух нижних частей: сплошная протяженность основания отражена в горизонтали архитрава, метрический ряд колоннады - в триглифах с вертикальными врезами.

4. Положение самой ответственной части в среднем звене композиции. Колонна играет наиболее важную конструктивную роль, являясь основной несущей частью ордера. В антаблементе фриз - основной элемент, так как изображает собой перекрытие всего сооружения. Эхин капители дорического ордера - переходное звено от вертикальных к горизонтальным элементам, по профилю близок к архитраву, а по форме - к круглой части ствола колонны.

Архитектурные ордера: сравнение. Чертеж.


Канонические ордера, созданные архитекторами - теоретиками и практиками прошлого, отражали многовековой опыт строительства. Тем не менее, они являются до некоторой степени абстрактными схемами.

При решении конкретных задач следует понять истинное значение канонической системы ордеров и осмыслить границы ее использования. Опираясь на эту систему, ордерные композиции всегда строились с учетом конкретных пропорций и форм в зависимости от назначения здания, его масштаба, конструкций, окружения. Ярким примером этому служат произведения выдающихся русских архитекторов конца XVIII - начала XIX в.
Так, например, для создания монументального характера улиц, площадей, правительственных зданий и дворцов применялся укрупненный архитектурный ордер. В небольших усадебных, жилых и парковых постройках архитектурные ордера имели измененные пропорции, а формы ордера упрощались.

Источник:

книга: Архитектурные ордера.
Саратов: Сарат. Гос. Техн. Ун-т, 2006.
Учебное пособие по курсу «Архитектурное и архитектурно-дизайнерское проектирование».
Автор: Заковоротная Т.А., Мартынова В.И., Фурман Н.В.

Аннотация: Пособие содержит сведения о происхождении античных ордеров, основных частях и элементах профилей, правилах построения ордерной композиции. Полно представлены канонические ордера Виньолы и Палладио. В сравнительных таблицах приведены их модульные размеры. Заключительный раздел посвящен правилам построения элементов классических архитектурных форм, в том числе: обломам, энтазису, базам, капителям, карнизам.
Пособие предназначено для студентов специальностей 290100 и 290200.

---

Распечатать

Похожие публикации

Архитектурные обломы

Элементы, из которых складывались профили (очертания поперечного сечения) главных частей архитектурного ордера, называются обломами или мулюрами. В древнегреческом зодчестве все разнообразие архитектурных профилей сводились к небольшому числу основных обломов простейшего очертания. Обычно, каждый...

Справочник
Подробнее...

Обмер

Обмер (в архитектуре) - это точные измерения всех элементов архитектурного сооружения или комплекса с последующей фиксацией их размеров на чертеже. Обмер - это один из основных источников для реставрации или воссоздания произведений архитектуры. Обмер (в архитектуроведении) - это важный материал...

Справочник
Подробнее...

Фасад здания

ФАСА́Д (франц. façade, итал. facciata от faccia — "лицо, лицевая сторона") в архитектуре — вид внешних стен здания под прямым углом зрения, без ракурсов: точно спереди, сбоку или сзади. Фасад - (от итальянского faccia - лицо) наружная сторона здания или сооружения. В зависимости от...

Справочник
Подробнее...

Программный комплекс ScanIMAGER

Программный комплекс ScanIMAGER предназначен для обработки результатов трехмерного лазерного сканирования применительно к архитектурным обмерам. Он построен по модульному принципу и поставляется в различных модификациях.
Подробнее...

Новочеркасский войсковой собор, полет по облаку точек

3D модель горельефа Е.В. Вучетича, ВДНХ, г.Москва

Аппаратно-программный комплекс PHOTOMICROMETER 3D

ВЫСОКОТОЧНАЯ ФОТОГРАММЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ТРЕЩИН И ДЕФОРМАЦИОННЫХ ШВОВ В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ

Фотограмметрический щелемер (сокращенно - фотощелемер, иначе - фотомикрометр) - это аппаратно-программный комплекс для высокоточного трехмерного мониторинга трещин, технологических зазоров или деформационных швов.

Перейти на сайт